Концерт в Харькове, 26 февраля 2009
1. Рок в Харькове
По моим подсчетам рок-ветераны в Харьков наведываются в среднем раз в полгода. В нашем городе побывало уже немало вышедших в тираж легенд, в том числе и мои любимые Deep Purple (2 раза) и DIO. Так же посещали Харьков Scorpions, U.D.O., Electric Light Orchestra. 3 раза выступала у нас русская народная группа родом из Шотландии Nazareth. Особняком стоит грандиозный концерт Queen + Paul Rodgers в сентябре 2008-го года.
2. Состав Over the Rainbow
В этот раз пожаловала сборная команда ветеранов с названием Over the Rainbow.
Джо Линн Тёрнер – вокал
Тони Кери – клавишные
Бобби Рондинелли – ударные
Грег Смит – бас
Йорген Блекмор – гитара
Кроме Йоргена Блекмора все остальные музыканты в разное время выступали в группе Ричи Блекмора Rainbow. Вместе играли только Тёрнер и Рондинелли в начале 80-х. Если считать по годам, то порядок будет такой:
Тони Кери – 75-77 гг.
Джо Линн Тёрнер – 80-84 гг.
Бобби Рондинелли – 80-83-гг.
Грег Смит – 94-97 гг.
2.1. Джо Линн Тёрнер
Что и как умеет Тёрнер знают все: добротный рок-вокалист с попсовым уклоном и средним вокалом. Среди всех вокалистов Rainbow он делит почетное последнее место с Дуги Вайтом – вокалистом группы в 90-е годы. Первые два вокалиста Рони Джеймс Дио и Грем Боннет уделывают Тёрнера одной левой. Тем не менее, большой коммерческий успех к группе пришел с появлением американского рок-плейбоя, что само по себе заслуживает уважения.
2.2. Тони Кери
Тони Кери блестяще отыграл на альбоме Rainbow’s Rising – не каждый день в рок-музыке появляются шедевры наподобие Tarot Woman и Stargazer. Последняя песня является, пожалуй, моей самой любимой песней у Rainbow, и я до сих жалею и не могу понять, почему Дио на своем концерте в Харькове ее не исполнил.
2.3. Бобби Рондинелли
Про Рондинелли ничего сказать не могу – играл и играл. Учитывая постоянные ротации состава в Rainbow, надо отметить, что он еще неплохо продержался – целых 4 года.
2.4. Грег Смит
Грег Смит помимо участия в альбоме Strangers In Us All запомнился концертным DVD группы 95-го года. Веселый кучерявый парень лихо задавал ритм и в нужные моменты исполнял роль второго вокалиста. Особенно это здорово выглядело, когда он пел партию Глена Хьюза в дип-пёпловской Burn.
Итого: все бывшие участники – проверенные бойцы рок-фронта и было приблизительно понятно, чего от них ожидать на концерте.
2.5. Йорген Блекмор
Но оставалась главная неизвестная – Йорген Блекмор. До появления в составе Over the Rainbow он практически не был известен – несколько посредственных инструментальных альбомов и отсутствие какой-либо внятной информации в интернете говорят сами за себя. Но даже самый лучший гитарист подвергся бы нападкам со стороны фанов, поскольку ему выпала бы роль заменить самого Ричи Блекмора. В культового гитариста он превратился еще в Deep Purple, а в Rainbow он был богом. Фактически Rainbow всегда была группой Ричи, и он управлял ею по своему усмотрению. Он менял вокалистов, басистов, клавишников, ударников и всегда оставался тем человеком, на котором группа держалась, и без которого ее существование было бы невозможным. Название Over the Rainbow это подтверждает: музыканты назвались «как бы Рейнбоу», чтобы в случае чего была отмазка. Вопрос с выбором гитариста являлся чистой политикой, к музыке не имеющей никакого отношения. И был блестяще решен – кто еще смог бы заменить Ричи Блекмора, как не его сын Йорген Блекмор. Таким выбором было убито сразу 2 зайца – в составе остался человек по фамилии Блекмор, а родственные связи крепче любых ухищрений связали Over the Rainbow с Rainbow Ричи Блекмора. Немаловажен и тот факт, что Йорген согласился на участие в проекте только тогда, когда Ричи дал добро. То есть все понимали, что раз сам Ричи Блекмор одобрил такую авантюру, значит оно того стоит.
3. «Ричи Блекмора не будет»
Отдельно хочется поднять вопрос о возможности участия самого Ричи Блекмора в проекте. Нередко на разных форумах натыкался на подобные высказывания: «А Блекмор будет? Блекмора не будет? Так это тогда не Рейнбоу». Любой разбирающийся в рок-музыке человек знает, что Ричи давно распрощался с роком и вот уже более 10 лет играет что-то наподобие английской фолкмузыки со своей свежеиспеченной супругой Кандис Найт в группе с красноречивым названием Blackmore’s Night. Также он неоднократно заявлял, что участие в любых рок-проектах ему неинтересно. Это автоматически вычеркивало его из претендентов на роль гитариста в Over the Rainbow. Но если бы по невероятному стечению обстоятельств он все-таки вернулся в рок, то проект назывался бы не Over the Rainbow, а просто Rainbow. Так что, само название группы отвечает на вопрос: "Да, (Ричи) Блекмора не будет". К тому же есть подозрение, что нынешний Блекмор все равно не смог бы удовлетворить поклонников. Славившийся несносным характером Ричи частенько лихо зажигал на концертах. А нынешнего предводителя менестрелей в такой роли представить очень сложно.
4. Перед концертом
Перед концертом прошел традиционный слушок про его отмену. Большое количество билетов в продаже в день концерта подкрепляло невеселые мысли и заставляло слегка нервничать. Но со многими концертами возникала такая же ситуация с билетами, поэтому я был почти уверен, что все будет ОК.
5. Концерт
Цены на билеты колебались от 150 грн. на балконе второго яруса до 750 грн. в первом ряду партера. Впрочем, оказалось, что если взять билет не по центру первого ряда, а чуть вбок, то можно было сэкономить 250 грн., чем я и воспользовался. Мое место находилось прямо напротив Йоргена Блекмора.
5.1. Публика
Публика была традиционно разношерстная. В первом ряду оказалась стайка мажорных дядек с детишками, какая-то развязная богемная кампания, сначала занявшая всю середину ряда, но потом потесненная зрителями с билетами. Рядом со мной сидел аутичный мужик с целлофановыми пакетами. Как оказалось позже, в одном из них он держал пластинку с альбомом Difficult To Cure. Периодически он показывал ее музыкантам, чтобы те заметили такого преданного фана. Но для показа выбирал странные моменты: не тогда, когда освещались зрители, и со сцены можно было увидеть, что происходит в зале, а когда освещали саму сцену. Разумеется, ответной реакции он так и не дождался. Судя по его внешнему виду, на билет он потратил последние деньги.Народ занимал места неспешно – традиционно для Харькова. В 19.00 – время начала концерта по плану – зал был заполнен едва ли на четверть. Разумеется, при таком количестве публики начинать концерт было бы глупо. Поэтому организаторы подождали, когда народ подтянется и начнет скандировать "Rainbow, Rainbow!” – на это ушло всего полчаса. Практически после первых же скандирований концерт начался.
5.2. Начало концерта
Обычно концерты начинаются так – гаснет свет, один или несколько музыкантов в темноте выходят на сцену, они начинают играть и их освещают, вокалист выходит последним. Как вариант – сцена освещается, музыканты по очереди или все вместе появляются, начинают играть, ближе к вокальной партии выходит вокалист. Здесь же было по-другому. Свет в зале еще не погас, сцена еще хорошо была видна, когда сбоку от сцены появились музыканты и стали о чем-то разговаривать, потом от них отделился Тони Кери и стал за клавишные. Следом за ударную установку сел Бобби Рондинелли. Это произошло так буднично, что зал на их появление никак не отреагировал, хотя обычно появление первых музыкантов встречают овациями. Эта непонятная мне ситуация длилась несколько секунд, после чего свет в зале погас, и в кромешной тьме белые лучи прожекторов осветили Тони Кери. В такой торжественной обстановке он начал играть вступление к Tarot Woman. Выглядело это потрясающе! Клавишные звучали так, как будто мы перенеслись в 70-е, а высокие ноты дополнялись низкими гудками, как в песне Gates of Babilon. Когда подошла гитарная партия появились Блекмор и Смит, а чуть позже по-пижонски вышел Тёрнер. Сразу бросился в глаза белоснежный ряд зубов, неестественный для 57-ми летнего мужчины. Но весь этот визуальный ряд померк на фоне его пения. Я не ожидал, что Тёрнер может на таком уровне спеть песню из репертуара Dio. Но он спел, и спел здорово. Конечно лучше Dio, может петь только Dio, что он и продемонстрировал 3,5 года назад, начав своей концерт с той же Tarot Woman.
5.3. Впечатление от Йоргена Блекмора
Какое первое впечатление произвел Йорген Блекмор? Ожидаемое никакое: играл слабо, сложные моменты пропускал, и было видно, что даже такая игра дается ему нелегко – слишком он был напряжен. Тёрнер как мог его подбадривал, но даже он не смог ничего сделать, когда в какой-то момент у Блекмора просто отрубился звук. Техники недоразумение быстро исправили, но чувствовалось, что Йорген просто притягивает к себе проблемы. Такое ощущение продолжалось вплоть до Man On The Silver Mountain, которая была исполнена 4-й. Здесь было особенно заметно, как младший Блекмор избегает сложных моментов: знаменитый гитарный проигрыш в припеве на клавишных играл Кери, в то время как Блекмор держал одну ноту. В дальнейшем он освоился и стал выходить ближе к публике, начиная очередной хит. А однажды они с Кери даже устроили дуэль, по очереди соревнуясь в мастерстве при поддержке баса и ударных.
5.4. Хит за хитом
В первых песнях вокал Тёрнера меня поразил. Даже песни Dio – вышеупомянутую Tarot Woman, Kill The King и Man On The Silver Mountain – он спел очень хорошо, а свою Street Of Dreams он исполнил, пожалуй, даже лучше, чем на альбоме – настолько мощно, звонко и красиво звучал вокал. К сожалению, больше подобного эффекта я не наблюдал. Мне показалось, что голос у него быстро подсел, и если бы не шикарно подобранный сет-лист, то слушать такое исполнение было скучно. А песни были действительно замечательные – лучшие хиты Дио, Боннета и Тёрнера, плюс объединенные в одну две песни Дуги Вайта: первая половина Ariel с Wolf To The Moon. Жаль, что Ariel не сыграли полностью. Один хит сменялся другим, исполняли их практически без отклонений от оригинала, а Eyes Of The World меня сразила наповал. Еще запомнился колбасняк под зажигательную Can’t Happen Here - был такой драйв, что на какое-то время мозги просто отключились. Единственная песня, которую я бы не стал включать – Jealous Lover. Публика ее тоже приняла весьма прохладно.
5.5. Stargazer
Но то все была прелюдия для моей главной песни вечера. После очередной композиции музыканты оставили Рондинелли один на один с залом, и ударник разогрел зрителей докрасна. Во время этого соло меня не покидало ощущение, что следующей песней будет Stargazer. Так и произошло. Ударная импровизация плавно перешла во вступление к величайшей песне Rainbow, на сцене появились остальные музыканты, и сотворили чудо. Длинный, более 6 минут Stargazer был исполнен полностью - шикарные куплеты, величественные припевы и грандиозное завершение – было все. Даже очевидно более низкий уровень исполнения Тёрнера и Йоргена Блекмора по сравнению с Дио и Ричи Блекмором не испортили впечатления. После этой песни я не выдержал и сказал добродушному мужчине, сидевшему рядом со мной «Теперь можно и умереть». Потом был еще Long Live Rock'n’Roll. Но её я уже слышал в исполнении Дио, поэтому большого впечатления она на меня не произвела.
5.6. Первый выход на бис
На этом основная часть концерта подошла к концу. Я знал, что по программе будет 2 выхода на бис. В первом выходе исполнят Since You’ve Been Gone и I Surrender, а во втором – All Night Long. После первой песни Бобби Рондинелли решил, что можно снова уходить со сцены и вышел из-за стойки благодарить публику. Смит и Тёрнер это увидели и напомнили, что надо еще одну песню отыграть. Было забавно наблюдать, как самодовольный грузноватый Бобби трусит назад за ударные.
5.7. Казус со вторым выходом на бис
Второй бис чуть не сорвался из-за харьковской публики. Не среагировав на очевидные намеки по поводу продолжения концерта в виде отсутствия включенного света, часть народа потянулась к выходу. Скандирование по сравнению с первым вызовом на бис ослабло раза в 3. Хотелось крикнуть «Куда вы расходитесь! Всем вернуться в зал!» Видя такую картину, музыканты быстренько вернулись на сцену, пока народ не разошелся, и отыграли последний в этот вечер хит.
5.8. Впечатления от концерта
Впечатлений от концерта осталось много. Солидный Тони Кери за своими клавишными выглядел как паук в логове, плетущий паутину из волшебных звуков. Надменный, но веселый Бобби Рондинелли классно отстучавший весь концерт, поплатился за свою надменность смешной ошибкой в первом выходе на бис. Йорген Блекмор, тяжеловесно смотревшийся на позиции гитариста, наслаждался моментами славы, доставшимися по наследству от отца. Подтянутый в прямом и переносном смысле Тёрнер с идеальной прической, наводящей на мысли о парике, заигрывал с дамами, подмигивая и посылая воздушные поцелуи. Жизнерадостный Грег Смит, напоминающий хоббита Мери Брендибака, здорово отыграл, где надо подпевая Тёрнеру. Непонятно зачем расставленные полукольцом посредине сцены мониторы, отгородили музыкантов от публики еще сильнее в дополнение к оркестровой яме. По поводу этой ямы Тёрнер после Ariel вышел на край и глядя на публику произнес "You are so far away". Та же яма не давала медиаторам долететь до публики, когда музыканты пытались выкинуть их зрителям на память. Впрочем, самые расторопные спустились в яму прямо с первого ряда и добыли ценные трофеи. Кстати, Рондинелли палочки свои не выкидывал в зал – а уж они бы точно долетели. Один раз Тёрнер взял пластиковую бутылочку с водой и, немного выпив из нее, кинул ее в зал. Какой-то здоровый лоб ее поймал, и через мгновение бутылка летела обратно на сцену. Хорошо, что упала она на край сцены, и музыканты этого не заметили.Но главное впечатление – это отличная работа музыкантов. Было видно, что они получают удовольствие от концерта. Время от времени все музыканты благодарили публику и даже Блекмор скромно улыбался. Было видно, что его переполняет счастье, и он старается изо всех сил, чтобы угодить публике. Такими они и запомнились: музыканты с разными судьбами, которые в этот вечер объединили усилия, чтобы подарить людям радость. За это им огромное спасибо!
5.9. Список исполненных песен
Основная часть
Tarot Woman
Kill The King
Street Of Dreams
Man On The Silver Mountain
Death Alley Driver
Eyes Of The World
Ariel (первая половина) \ Wolf To The Moon (половина)
Can't Happen Here
Power
Дуель гитары и клавишных
Jealous Lover
Соло на ударных
Stargazer
Long Live Rock'n'Roll
Первый выход на бис
Since You Been Gone
I Surrender
Второй выход на бис
All Night Long
Александр Шмалий, Харьков, 26 февраля 2009
сп Читайте подробнее о современных геотехнических изысканиях.